Вторым шагом стратегии родительской помощи ребенку с нарушением пищевого поведения является изучение и понимание родителями проблемы, с которой столкнулся ребенок и сами родители.
1.Питание является базовой физиологической потребностью человека, обеспечивающей жизнедеятельность организма и одной из основных компонентов психологической системы ценностей.
2.Пищевое поведение —система ценностного отношения человека к еде и ее приему, сформированные пищевые шаблоны, пищевые установки, пищевые убеждения, пищевые традиции и ритуалы питания в повседневной жизни и в стрессовых ситуациях, ориентация на образ собственного тела и работу над его формированием. Так, например:
*На Востоке, где еда в психологической системе ценностей занимает ведущее место, «богатый» стол с обширным количеством блюд, является показателем основной и высочайшим уровнем гостеприимства.
*На Западе, где еда в психологической системе ценностей перестала быть ценностью (она вытеснена новой общественной ценностью —стандартами красоты и эстетики, типа: худоба, стройность), обязательным показателем гостеприимства является общение (под формально предложные чай или кофе), а не количество блюд и процесс угощения.
3.Нарушение пищевого поведения —это стойкое, патологическое нарушение пищевого поведения, ухудшающего качество жизни человека, нарушая потребление или всасывание пищи, значительно ухудшая физическое и психическое здоровье человека и его социальное функционирование.
Нарушения пищевого поведения у человека —это яркий показатель серьезных изменений в психологической иерархии системы пищевых ценностей.
4. Нарушения пищевого поведения классифицируются по механизму течения (переедание и голодание): *переедание — это неосознанный и неконтролируемый прием еды; *голодание — это осознанный отказ от еды или её минимизация (с целью получения идеальной фигуры, или получения здорового организма и другое).
Нарушения пищевого поведения имеют основные первопричины:
*Физиологические и генетические причины. Генетический фактор определяет вес человека, особенности нервной системы, плотность кости, строение скелета, тип сложнения (например: астеники/мезоморфы—это люди с легко и тонкокостные, с очень тонким, почти незаметным, жировым слоем; нормостеники/мезоморфы —это люди в прекрасно развитыми мышцами и жировым слоем, поэтому легко поправляются и худеют; и гиперстеники/эндоморфы—это люди обладающие развитым жировым слоем, им достаточно сложно понизить вес, они чаще всего склонны к полноте, именно от таких людей пошло выражение «широкая кость»); нахождение в одном гене «букета» психических заболеваний (например, нервная анорексия находится в одном гене вместе с ожирением, шизофренией и аутизмом) и др. Физиологический фактор определяет гормональный уровень отвечающий за обмен веществ в организме, например, проблемы с щитовидной железой, гипофизом и гипоталамусом и др., перенесенные заболевания (например, синдрома поликистозных яичников и др)
*Психологические причины. При психологических факторах, человек, вместо решения собственных психологических проблем, максимально фиксирует все свое внимание на еду. Это случается при таких психологических причинах, как подмена системы ценностей и установок человека о себе самой, «бегство» от собственных страхов (тревог, волнений), «уход» от реальности и возникших проблем, адаптация к сложной жизненной ситуации, устранение стресса и др.
*Проблемы (дефекты) родительского воспитания. К проблемам родительского воспитания относятся, например: гиперопека (по типу, «не плач-вот тебе конфетка» и др, «съешь ложечку за мамочку, ложечку за папочку» и др); жесткое и авторитарное воспитание (типа, «пока не съешь -не выйдешь изо стола», «съешь все-тарелка должна быть чистой» и др), игнорирование ребенка, его потребностей и желаний; завышенные требования к ребенку, приводящие к перфекционизму (например, «ты-должен», «ты-обязан» и др, в том числе и в отношении внешнего вида и фигуры ребенка); концентрация внимания родителей на употребление ребенком пищи и эту связь с его фигурой (перенос на ребенка собственной озабоченностью едой и фигурой), психотравмы (психического, физического или сексуального насилия в детстве/или подростковом возрасте); низкая самооценка и другое. Факторы родительского воспитания выражаются, например, в протестном или привлекающем внимание, пищевом поведении ребенка, в появлении у него негативных пищевых (и иных деструктивных) привычек.
*Проблемы социальной среды. К проблемам социальной среды относятся, например: острые и хронические микросоциальные стрессовые воздействия; психотравмирующие переживания (страхи, обиды, тревоги, волнения, опасения) из-за публичных унижений, оскорблений, насмешек членов референтой группы по внешности и весу ребенка; проблемная адаптация (например, к новым условиям школы и др); стремление к лидерству и сильные переживания по этому вопросу; первая или не взаимная любовь и др. При которых нарушения пищевого поведения приобретают стабильный характер, несут компенсаторную функцию, приводящую к увеличению веса (зачастую резкому), и затем, приводит к неоднократным попыткам избавиться от него.
5. Нарушения пищевого поведения —это серьезное психическое расстройство, согласно международным классификаторам психических болезней: МКБ—11 и DSM—V.
*Нервная анорексия. Симптомы: патологический страх ожирения, устойчивое стремлением к похудению, искаженный образ и представления о собственном теле и серьезные уменьшение потребления пищи относительно принятой нормы, искусственное очищение ЖКТ (например, сознательно вызываемая рвота). Перечисленная симптоматика значительно снижает вес человека, до болезненного состояния, нанося серьезный ущерб здоровью.
*Избегание (ограничение) потребления пищи. Симптомы: отсутсвие переживаний о своем теле (его формах, пропорциях, весе), уклонение от приемов пищи или введение серьезных ограничение в питании, патологическая зависимость от клинического питания и/или от выраженного нарушения психосоциальной деятельности, серьезная потеря веса, внушительный дефицит питательных веществ.
*Компульсивное переедание. Симптомы: утрата самоконтроля во время приема пищи, компульсивное поедание за один прием большого объема пищи, рецидивирующие эпизоды приема несоразмерного объема пищи с утратой самоконтроля, отсутствие очищающих процедур (например, самоиндуцированная рвота).
*Нервная булимия. Симптомы: регулярность эпизодов переедания с последующим неадекватным компенсаторным поведением с помощью очищения ЖКТ (провоцирование рвоты, злоупотребление слабительными и мочегонными средствами), резкий переход на голодание или физические нагрузки.
*Пикацизм (экскрементофилия, сексуальная девиация). Симптомы: постоянное употребление непитательных (не пищевых веществ), в виде выделений человеческого организма.
*Руминация. Симптомы: регулярные или повторяющиеся срыгивания пищи после еды.
Еще об одном нарушении пищевого поведения родителям стоит знать —это орторексия, которая пока не включена в международные классификаторы болезней.
Орторексия —это мультифакторное расстройство (в первую очередь генетическое), основанное на отсутствии у ребенка простых и фундаментальных знаний и информации о правилах пищевого поведения, на наличии чрезмерной информации (никто не учит ребенка разбираться в источниках и анализировать их) или на обрывочной информации, формируя свои, зачастую деформированные, представления о питании. Основная ее причина — это перфекционизм, то есть желание быть лучше других, добиться «превосходства» (типа: «я —веган, я —крутая», «я не ем мясо, а она ест» или «я —сыроед , я —молодец» и др), и приводящее к формированию у ребенка ненависти к своему телу (по сути своей сравнима с одной из форм аутоагрессии). Характеризуется быстрой сменой клинической стороны расстройства. Орторексия неразрывно связана с целью похудеть или контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. Причем, цель «похудеть» ориентирована на сознательное нанесение вреда своему здоровью (а не пользу, как делает ребенок). Ребенок вводит жесткие и серьезные ограничения в своем питании, сравнивая себя с другими и соперничая с ними, нанося серьезный ущерб своему здоровью.
Статьи по теме:
Стратегия коррекции пищевого поведения ребенка. Часть 1.
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: классификация родительской помощи (часть 1)
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: первый шаг (часть 2)
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: третий шаг (часть 4)
Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: четвертый шаг (часть 5)
Лечение нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: пятый шаг (часть 6)
Психотерапия нарушения пищевого поведения. Семейная системная психотерапия (часть 7)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия (DBT) (часть 8)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Когнитивно—поведенческая психотерапия (CBT)(часть 9)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Интерперсональная психотерапия (IPT)(часть 10)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 11)
Психотерапия нарушений пищевого поведения. Психотерапия искусством (часть 12)
Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!
Сообщение не отправлено.