Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Нарушения пищевого поведения. Стратегия помощи ребенку: второй шаг (часть 3)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 26.10.2019

Вторым шагом стратегии родительской помощи ребенку с нарушением пищевого поведения является изучение и понимание родителями  проблемы, с которой столкнулся ребенок и сами родители.

Вниманию родителей предлагается общая информация о нарушениях пищевого поведения.

1.Питание является базовой физиологической потребностью человека, обеспечивающей жизнедеятельность организма и одной из основных компонентов психологической системы ценностей.

2.Пищевое поведениесистема ценностного отношения  человека к еде и ее приему, сформированные пищевые шаблоны, пищевые установки, пищевые убеждения, пищевые традиции и ритуалы питания в повседневной жизни и в стрессовых ситуациях, ориентация на образ собственного тела и работу над его формированием. Так, например:

*На Востоке, где еда в психологической системе ценностей занимает ведущее место, «богатый»  стол с  обширным количеством блюдявляется показателем основной и высочайшим уровнем гостеприимства.

*На Западе, где еда в  психологической системе ценностей перестала быть ценностью (она вытеснена новой общественной ценностьюстандартами красоты и эстетики, типа: худоба, стройность), обязательным показателем гостеприимства является общение (под формально предложные чай или кофе), а не количество блюд и процесс угощения.

3.Нарушение пищевого поведенияэто стойкое, патологическое нарушение пищевого поведения, ухудшающего качество жизни человека, нарушая потребление или всасывание пищи, значительно ухудшая физическое и психическое здоровье человека и его социальное функционирование.

Нарушения пищевого поведения у человекаэто яркий показатель серьезных изменений в психологической иерархии системы пищевых ценностей.

4. Нарушения пищевого поведения классифицируются по механизму течения  (переедание и голодание): *перееданиеэто неосознанный и неконтролируемый прием еды; *голоданиеэто осознанный отказ от еды или её минимизация (с целью получения идеальной фигуры, или получения здорового организма и другое).

Нарушения пищевого поведения имеют основные первопричины:

*Физиологические и генетические причины. Генетический фактор определяет вес человека, особенности нервной системы, плотность костистроение скелета, тип сложнения (например: астеники/мезоморфыэто люди с легко и тонкокостные, с очень тонким, почти незаметным, жировым слоем; нормостеники/мезоморфыэто люди в прекрасно развитыми мышцами и жировым слоем, поэтому легко поправляются и худеют; и гиперстеники/эндоморфыэто люди обладающие развитым жировым слоем, им достаточно сложно понизить вес, они чаще всего склонны к полноте, именно от таких людей  пошло выражение «широкая кость»); нахождение в одном гене «букета» психических заболеваний (например, нервная анорексия находится в одном гене вместе с ожирением, шизофренией и аутизмом) и дрФизиологический фактор определяет гормональный уровень отвечающий за обмен веществ в организме, например, проблемы с щитовидной железой, гипофизом и гипоталамусом и др., перенесенные заболевания  (например, синдрома поликистозных яичников и др)

*Психологические причины. При психологических  факторах, человек, вместо решения собственных психологических проблем, максимально фиксирует все свое внимание на еду. Это случается при таких психологических причинах, как  подмена системы ценностей и установок человека о себе самой, «бегство» от собственных страхов (тревог, волнений), «уход» от реальности и возникших проблем, адаптация к сложной жизненной ситуации, устранение стресса и др.

*Проблемы (дефекты) родительского воспитания. К проблемам родительского воспитания относятся, например: гиперопека (по типу, «не плач-вот тебе конфетка»  и др, «съешь ложечку за мамочку, ложечку за папочку»  и др);  жесткое и авторитарное воспитание (типа, «пока не съешь -не выйдешь изо стола», «съешь все-тарелка должна быть чистой» и  др),  игнорирование ребенка, его потребностей и желаний; завышенные требования к ребенку, приводящие к перфекционизму  (например, «ты-должен», «ты-обязан» и др, в том числе и в отношении внешнего вида и фигуры ребенка);  концентрация внимания родителей на употребление ребенком пищи и эту связь с его фигурой (перенос на ребенка собственной озабоченностью едой и фигурой), психотравмы (психического, физического или сексуального насилия в детстве/или подростковом возрасте); низкая самооценка и другое. Факторы родительского воспитания выражаются, например, в протестном или привлекающем внимание, пищевом поведении ребенка, в появлении  у него негативных  пищевых (и иных деструктивных)  привычек.

*Проблемы социальной среды. К проблемам социальной среды относятся, например: острые и хронические микросоциальные стрессовые воздействия; психотравмирующие переживания (страхи, обиды, тревоги, волнения, опасения) из-за публичных унижений, оскорблений, насмешек членов референтой группы по внешности и весу ребенка;  проблемная  адаптация (например, к новым условиям школы и др); стремление к лидерству и сильные переживания по этому вопросу; первая или не взаимная любовь и др. При которых нарушения пищевого поведения приобретают стабильный характер,  несут компенсаторную функцию, приводящую к увеличению веса (зачастую резкому), и затем, приводит к неоднократным попыткам избавиться от него.

5. Нарушения пищевого поведенияэто серьезное психическое расстройство, согласно международным классификаторам психических болезней: МКБ11 и DSMV.

*Нервная анорексия. Симптомы: патологический страх ожирения, устойчивое стремлением к похудению, искаженный образ и представления о собственном теле и серьезные уменьшение потребления пищи относительно принятой нормы, искусственное очищение ЖКТ (например, сознательно вызываемая рвота). Перечисленная симптоматика значительно снижает вес человека, до болезненного состояния, нанося серьезный ущерб здоровью.

*Избегание (ограничение) потребления пищи. Симптомы: отсутсвие переживаний о своем теле (его формах, пропорциях, весе), уклонение от приемов пищи или введение серьезных ограничение в питании, патологическая зависимость от клинического питания и/или от выраженного нарушения психосоциальной деятельности, серьезная потеря веса, внушительный дефицит питательных веществ.

*Компульсивное переедание. Симптомы: утрата самоконтроля во время приема пищи, компульсивное поедание за один прием большого объема пищи, рецидивирующие эпизоды приема несоразмерного объема пищи с утратой самоконтроля, отсутствие очищающих процедур  (например, самоиндуцированная рвота).

*Нервная булимия. Симптомы: регулярность эпизодов переедания с последующим неадекватным компенсаторным поведением с помощью очищения ЖКТ (провоцирование рвоты, злоупотребление слабительными и мочегонными средствами), резкий переход на голодание или физические нагрузки.

*Пикацизм (экскрементофилия, сексуальная девиация). Симптомы: постоянное употребление непитательных (не пищевых веществ), в виде выделений человеческого организма.

*Руминация. Симптомы: регулярные или повторяющиеся срыгивания пищи после еды.

Еще об одном нарушении пищевого поведения родителям стоит знать  —это орторексия, которая пока не включена в международные классификаторы болезней.

Орторексияэто мультифакторное расстройство (в первую очередь генетическое), основанное на отсутствии у ребенка простых и фундаментальных  знаний и информации о правилах пищевого поведения, на наличии чрезмерной  информации (никто не учит ребенка разбираться в источниках и анализировать их) или на обрывочной информации, формируя свои, зачастую деформированные, представления о питании. Основная ее причинаэто перфекционизм, то есть желание быть лучше других, добиться «превосходства» (типа: «явеган, якрутая», «я не ем мясо, а она ест» или «ясыроед , ямолодец» и др), и приводящее к формированию у ребенка ненависти к своему телу (по сути своей сравнима с одной из форм аутоагрессии).  Характеризуется быстрой сменой клинической стороны  расстройства. Орторексия неразрывно связана с целью похудеть или контролировать свое эмоциональное и физическое состояние. Причем, цель «похудеть» ориентирована на сознательное нанесение вреда своему здоровью (а не пользу, как делает ребенок). Ребенок вводит жесткие и серьезные ограничения в своем питании, сравнивая себя с другими и соперничая с ними, нанося серьезный ущерб своему здоровью.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: