Задайте бесплатный вопрос Получите бесплатный ответ

Задать вопрос

Самопомощь в психотерапии патологических страхов. Основные компоненты работы с деформированными установками (9 часть)

Автор: Лидия Агеева
Дата публикации: 03.12.2019

Деформированные установки доставляют человеку много проблем, в виде необоснованных страхов, тревог, связанных с ними (панических атак, разнообразных фобий, навязчивых состояний, типа ОКР и др.) Для того, чтобы работать с деструктивными установки важно понимать её важнейшие компоненты, учет которых позволит достичь позитивного эффективного и устойчивого результата.

К основным компонентам работы с деформированными установками относятся:

*Основные этапы работы.
Местонахождение» деформированных установок.
*Структура деформированных установок.
*Основные приемы работы изменения деформированных установок.
*Длительность формирования здоровых установок и время их «приживания».
*Риски, с которыми можно столкнуться в процессе работы над сменой деформированных установок на здоровые и пути их преодоления.

Первый компонент. Основные этапы работы. Работа с деструктивными установками имеет три основных этапа.
*Первый этапподготовительный. На этом этапе деструктивные установки выявляются и определяются, ранжируются и классифицируются, анализируются и ранжируются.
Второй этапосновной. На этом этапе деструктивные установки меняются, переформатируются, трансформируются в здоровые.
Третий этапзавершающий. На этом этапе закрепляются и рефлексируются здоровые установки в триаде «мысльсловодействие».

Второй компонент. «Местонахождение» деформированных установок. Деформированные установки, как и все существующие установки, многослойны, они находятся и хранятся в неосознаваемой (имплицитной) памяти человека, например:
*Слой бессознательного: глубинные психологические установки, находящиеся в скрытой, бессознательной, неосознаваемой памяти, генетически передаваемые, в виде базовых потребностей человека (питание, жажда, сон, размножение и др.) и инстинкте самосохранения.
*Слой сознания: закрепленные установки, находящие в открытой, в сознательной и осознаваемой (эксплицитной) памяти.
*Слой операциональный: привязки, меняющиеся под влиянием объясненийразъяснений, наглядности или инструкций и др.

Третий компонент. Структура деформированных установок. Практически все деструктивные установки имеет две составляющих:
*Прямая связь воображаемых мнимых опасностей с угрозой здоровью и жизни человека, с угрозой основным физиологическим базовым потребностям или потребностям более высокого порядка.
*Ложные, псевдологические связи, основывающиеся на эмоциональной составляющей, на негативном оценивании поступков ребенка и на открытой демонстрации ребенку устрашающего наказания для него, в случае непослушания им значимого взрослого.
Этому могут учить, как любящие родители (например: «Ты говоришь во время еды, значит ты подавишься и умрешь», «Если ты болеешь, значит ты можешь умереть», «Ты не смог это сделать, значит ты нам не нужен» ,«Ты не слушаешь нас, значит мы не будем любить тебя (ты не достоит нашей любви)», «Тымаленький и слабенький, значит ты умрешь/пропадешь без нас» и др.), так и , впоследствии, и сам человек (например, «Я не смог это сделать, значит, я ни на что не способен» и др)

Четвертый компонент. Основные приемы работы изменения деформированных установок. Основными приемами работы с деформированными установками являются: переформатирование, коррекция, эмоциональный захват, создание здоровых установок и др. Все основные приемы основаны на основных уровнях саморегуляции и деятельности личности, например:
*Сначала принимается твердое решение: ХОЧУ ли я это делать. *Затем определяется смысл работы: ЗАЧЕМ я буду это делать
*Потом определяется цель работы над деформированных установками: ЧТО я буду делать.
*Далее опреляются способы работы над деформированными установками: КАК я буду делать.
*Потом определяется результат работы: КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ.
Работа с деформированными установками интересна и увлекательна. Практически все приемы работы с деформированными установками строятся следующим образом:
*сначала выписывается деформированная установка;
*затем её разбивают на составляющие части;
*потом каждую деформированную часть заменяют на здоровую;
*далее формируется полностью здоровая установка, по типу операциональных, которая рефлексируется в триаде «мысльсловодействие», как минимум от 510 и выше раз.

Пятый компонент. Длительность рефлексии здоровых установок и время их «приживания». Деформированные установкиэто мыслительная направленность на негативную и не адекватную интерпретацию предстоящий или происходящих событий. Деформированные установкиэто необоснованные требования, жестких предписаний, приказа к беспрекословному выполнению, идеализированность и абсолютированность, не имеющихся в реальной жизни. Деформированные установки всегда конфликтуют с реальностью и вступают с ней в открытое противоречие, что зачастую приводит к дезадаптации человека.
Быстрота формирования новых психологических установок зависит от двух основных условий:
*от характера установки, например: операциональные формируются быстрее, чем целевые или смысловые;
*от психофизиологических особенностей человека, определяющих динамические характеристики мыслительных процессов, уровень образования и способность к рефлексии.

Шестой компонент. Риски, с которыми встречается каждый клиент в процессе работы с деформированными установками. Практически все риски основаны на жалости к себе, закрепленной в приоритете слабых личностных качеств (неуверенность в себе, по типу: «у меня нет и не хватит на это сил», «мне никто не сможет помочь, тем более я сам себе», «ятяжелобольной и др) и сверхценности патологического страха, без которого человек не мыслит своей жизни. К таким рискам относятся:
*регресс, то есть возвращение в привычнопугающее состояние страхаэто нормальное состояние, которые клиент воспринимает, как собственную беспомощность, как проигрыш;
*нерешительность, основанная на жалости к себе, то есть отказ от смелых целей по самопомощи: человек изначально убежден и уверен, у него ничего получиться, потому что он боится;
*отсутствие формализованного сценария развития самопомощи в лучшую сторону, то есть человек рисует либо свой сценарий своей самопомощи и своей психотерапии слишком идеализированным, либо рисует свой сценарий излишне драматизированным, изза сверхзначимости своей проблемы страха и отсутствия правильных знаний и представлений о нем;
*формальная самопомощь, в виде «я много смотрела видео и читала о самопомощи, но мне не стало легче, значит, все это не правда, мне не стало легче» и др., заменяющую реальную.

Основная цель в работе с деформированными установкамиэто освоение навыков самоконтроля и упорядочивания мыслительного процесса, потому что деформированная установка представляемом собой «жесткое предписание, требование, не имеющее исключений» (А. Эллис), типа «я не должен опаздывать» и др. Деструктивные установки создают серьезные проблемы в жизни и деятельности человека, создавая ситуацию противоречия и не соответствия, например, человек может считать, что его поведение не соответствует требованиям деформированной установкиэто вызывает мощнейшие негативные и не адекватные эмоции, не соотвествующие реальной ситуации, и как следствие, проводящие человека к утрате уверенности в себе и к утрате эффективности в его деятельности. Основа негативных эмоцийэто следствие не правильной (негативной) интерпретации ситуации (угрозы) в результате воздействия на нее деструктивных установок, сформированных в человека с раннего детства и сопутствующих ему всю жизнь.

Психотерапевт, психолог Лидия Агеева (L.Ageeva, DclinPsych, Manchester)

Хотите узнавать о новых статьях первыми? Подпишитесь на рассылку

error: